Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Приложение. Федеральный государственный
образовательный стандарт начального общего образования
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Стандарт применяется к правоотношениям, возникшим с 1 сентября 2016 г.
Приложение

Федеральный государственный образовательный стандарт
начального общего образования обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья
(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря
2014 г. N 1598)
В рамках внедрения и реализации настоящего Федерального государственного
образовательного стандарта см:
Методические рекомендации по вопросам внедрения федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального
государственного образовательного стандарта образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), направленные
письмом Минобрнауки России от 11 марта 2016 г. N ВК-452/07;
Методические материалы по реализации федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования слепых и
слабовидящих обучающихся, направленные письмом Минобрнауки России от
19 февраля 2016 г. N 07-719
См. справку о федеральных государственных образовательных стандартах

I. Общие положения
1.1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее Стандарт) представляет собой совокупность обязательных требований при
реализации адаптированных основных общеобразовательных программ начального
общего образования (далее - АООП НОО) в организациях, осуществляющих
образовательную деятельность (далее - организация).
Предметом регулирования Стандарта являются отношения в сфере образования
следующих групп обучающихся с ограниченными возможностями здоровья:
глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми
нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой

психического развития, с расстройствами аутистического спектра, со сложными
дефектами (далее - обучающиеся с ОВЗ).
АООП НОО обучающихся с ОВЗ разрабатываются на основе настоящего Стандарта
с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных
возможностей и обеспечивают коррекцию нарушений развития и их социальную
адаптацию.
Положения настоящего Стандарта могут использоваться родителями (законными
представителями) при получении обучающимися с ОВЗ начального общего
образования (далее - НОО) в форме семейного образования, а также на дому или в
медицинских организациях.
1.2. Стандарт разработан на основе Конституции Российской Федерации*(1) и
законодательства Российской Федерации с учетом Конвенции ООН о правах
ребенка*(2) и Конвенции ООН о правах инвалидов, региональных, национальных и
этнокультурных потребностей народов Российской Федерации.
1.3. Стандарт включает в себя требования к*(3):
1) структуре АООП НОО (в том числе к соотношению обязательной части основной
общеобразовательной программы и части, формируемой участниками
образовательных отношений) и их объему;
2) условиям реализации АООП НОО, в том числе кадровым, финансовым,
материально-техническим и иным условиям;
3) результатам освоения АООП НОО.
1.4. Стандарт обучающихся с ОВЗ учитывает их возрастные, типологические и
индивидуальные особенности, особые образовательные потребности.
1.5. Стандарт является основой объективной оценки качества образования
обучающихся с ОВЗ и соответствия образовательной деятельности организации
установленным требованиям.
1.6. В основу Стандарта для обучающихся с ОВЗ положены деятельностный и
дифференцированный подходы, осуществление которых предполагает:
признание обучения и воспитания как единого процесса организации
познавательной, речевой и предметно-практической деятельности обучающихся с
ОВЗ, обеспечивающего овладение ими содержанием образования (системой знаний,
опытом разнообразной деятельности и эмоционально-личностного отношения к
окружающему социальному и природному миру), в качестве основного средства
достижения цели образования;
признание того, что развитие личности обучающихся с ОВЗ зависит от характера
организации доступной им учебной деятельности;

развитие личности обучающихся с ОВЗ в соответствии с требованиями
современного общества, обеспечивающими возможность их успешной
социализации и социальной адаптации;
разработку содержания и технологий НОО обучающихся с ОВЗ, определяющих
пути и способы достижения ими социально желаемого уровня личностного и
познавательного развития с учетом их особых образовательных потребностей;
ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент
Стандарта, где общекультурное и личностное развитие обучающегося с ОВЗ
составляет цель и основной результат получения НОО;
реализацию права на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивающего
развитие способностей каждого обучающегося, формирование и развитие его
личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными
и социокультурными ценностями;
разнообразие организационных форм образовательного процесса и
индивидуального развития каждого обучающегося с ОВЗ, обеспечивающих рост
творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм
взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.
1.7. Стандарт является основой для:
разработки примерных АООП НОО обучающихся с ОВЗ;
разработки и реализации АООП НОО обучающихся с ОВЗ;
определения требований к условиям реализации АООП НОО, в том числе на основе
индивидуального учебного плана;
определения требований к результатам освоения АООП НОО обучающимися с
ОВЗ;
разработки нормативов финансового обеспечения реализации АООП НОО и
нормативных затрат на оказание государственной (муниципальной) услуги в сфере
начального общего образования;
объективной оценки соответствия образовательной деятельности организации
требованиям Стандарта, осуществления лицензирования образовательной
деятельности, государственной аккредитации образовательной деятельности,
государственного контроля (надзора) в сфере образования;
проведения текущей и промежуточной аттестации обучающихся; осуществления
внутреннего мониторинга качества образования в организации; разработки
основных профессиональных образовательных программ и дополнительных
профессиональных программ, аттестации педагогических и руководящих
работников организаций, осуществляющих образование обучающихся с ОВЗ.

1.8. Стандарт направлен на решение следующих задач образования обучающихся с
ОВЗ:
формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие их
личности (нравственно-эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное,
физическое);
охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их
социального и эмоционального благополучия;
формирование основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся в
соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и
социокультурными ценностями; формирование основ учебной деятельности;
создание специальных условий для получения образования*(4) в соответствии с
возрастными, индивидуальными особенностями и особыми образовательными
потребностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого
обучающегося как субъекта отношений в сфере образования;
обеспечение вариативности и разнообразия содержания АООП НОО и
организационных форм получения образования обучающимися с учетом их
образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья,
типологических и индивидуальных особенностей;
формирование социокультурной и образовательной среды с учетом общих и особых
образовательных потребностей разных групп обучающихся.
1.9. Стандарт устанавливает сроки освоения АООП НОО от четырех до шести лет
разными группами обучающихся с ОВЗ дифференцированно с учетом их особых
образовательных потребностей, указанных в приложениях к настоящему Стандарту.
1.10. Стандарт предусматривает возможность гибкой смены образовательного
маршрута, программ и условий получения НОО обучающимися с ОВЗ на основе
комплексной оценки личностных, метапредметных и предметных результатов
освоения АООП НОО, заключения психолого-медико-педагогической комиссии
(далее - ПМПК) и мнения родителей (законных представителей).

II. Требования к структуре АООП НОО
2.1. АООП НОО определяет содержание и организацию образовательной
деятельности на уровне НОО и обеспечивает решение задач, указанных в пункте 1.8
Стандарта.
АООП НОО для обучающихся с ОВЗ, имеющих инвалидность, дополняется
индивидуальной программой реабилитации (далее - ИПР) инвалида в части
создания специальных условий получения образования.

2.2. АООП НОО для обучающихся с ОВЗ самостоятельно разрабатывается в
соответствии со Стандартом и с учетом примерной АООП НОО и утверждается
организацией*(5).
АООП НОО реализуется с учетом образовательных потребностей групп или
отдельных обучающихся с ОВЗ на основе специально разработанных учебных
планов, в том числе индивидуальных, которые обеспечивают освоение
образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом
особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося*(6).
2.3. На основе Стандарта организация может разработать в соответствии со
спецификой своей образовательной деятельности один или несколько вариантов
АООП НОО с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ.
Дифференцированные требования к вариантам АООП НОО приведены в
приложениях NN 1 - 8 к настоящему Стандарту.
2.4. Реализация АООП НОО может быть организована как совместно с другими
обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях*
(7).
2.5. Для обеспечения освоения обучающимися с ОВЗ АООП НОО возможно
использование сетевой формы*(8).
2.6. АООП НОО включает обязательную часть и часть, формируемую участниками
образовательных отношений.
Соотношение частей определяется дифференцированно в зависимости от варианта
АООП НОО и составляет: 80% и 20%, 70% и 30% или 60% и 40%, которые указаны
в приложениях NN 1 - 8 к настоящему Стандарту.
2.7. АООП НОО реализуется организацией через организацию урочной и
внеурочной деятельности.
2.8. АООП НОО должна содержать три раздела: целевой, содержательный и
организационный.
Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые
результаты реализации АООП НОО, а также способы определения достижения этих
целей и результатов.
Целевой раздел включает:
пояснительную записку;
планируемые результаты освоения обучающимися с ОВЗ АООП НОО;
систему оценки достижения планируемых результатов освоения АООП НОО.
Содержательный раздел определяет общее содержание НОО обучающихся с ОВЗ и
включает следующие программы, ориентированные на достижение личностных,

предметных и метапредметных результатов (в зависимости от варианта АООП НОО
содержательный раздел может быть ориентирован на достижение только
личностных и предметных результатов) в соответствии с приложениями NN 1 - 8 к
настоящему Стандарту:
программу формирования универсальных учебных действий у обучающихся (в
зависимости от варианта АООП НОО - базовых учебных действий в соответствии с
приложениями NN 1 - 8 к настоящему Стандарту при получении НОО;
программы отдельных учебных предметов, курсов коррекционно-развивающей
области и курсов внеурочной деятельности;
программу духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся с ОВЗ при
получении НОО (в зависимости от варианта АООП НОО - нравственного развития,
воспитания обучающихся с ОВЗ в соответствии с приложениями NN 1 - 8 к
настоящему Стандарту);
программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа
жизни;
программу коррекционной работы; программу внеурочной деятельности.
Организационный раздел определяет общие рамки организации образовательной
деятельности, а также механизмы реализации АООП НОО. Организационный
раздел включает:
учебный план НОО, включающий предметные и коррекционно-развивающую
области, направления внеурочной деятельности;
систему специальных условий реализации АООП НОО в соответствии с
требованиями Стандарта.
Учебный план НОО обучающихся с ОВЗ (далее - Учебный план) является
основным организационным механизмом реализации АООП НОО.
2.9. Требования к разделам АООП НОО:
2.9.1. Пояснительная записка должна раскрывать:
1) цели реализации АООП НОО, конкретизированные в соответствии с
требованиями Стандарта к результатам освоения обучающимися с ОВЗ АООП
НОО;
2) принципы и подходы к формированию АООП НОО;
3) общую характеристику АООП НОО;
4) психолого-педагогическую характеристику обучающихся с ОВЗ;
5) описание особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ.

2.9.2. Планируемые результаты освоения АООП НОО должны:
1) обеспечивать связь между требованиями Стандарта, образовательной
деятельностью и системой оценки результатов освоения АООП НОО;
2) являться основой для разработки АООП НОО организациями;
3) являться содержательной и критериальной основой для разработки рабочих
программ учебных предметов и учебно-методической литературы, а также для
системы оценки качества освоения обучающимися АООП НОО в соответствии с
требованиями Стандарта.
Структура и содержание планируемых результатов освоения АООП НОО должны
отражать требования Стандарта, передавать специфику образовательной
деятельности (в частности, специфику целей изучения отдельных учебных
предметов и курсов коррекционно-развивающей области), соответствовать
возрастным возможностям и особым образовательным потребностям обучающихся
с ОВЗ.
2.9.3. Учебный план обеспечивает введение в действие и реализацию требований
Стандарта, определяет общий объем нагрузки и максимальный объем аудиторной
нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных и
коррекционно-развивающей областей по классам (годам обучения).
АООП НОО может включать как один, так и несколько учебных планов.
Формы организации образовательного процесса, чередование учебной и
внеурочной деятельности в рамках реализации АООП НОО определяет
организация.
Учебные планы обеспечивают возможность преподавания и изучения
государственного языка Российской Федерации, государственных языков республик
Российской Федерации и родного языка из числа языков народов Российской
Федерации, а также устанавливают количество занятий, отводимых на их изучение
по классам (годам) обучения.
Учебный план включает предметные области в зависимости от вариантов АООП
НОО, указанных в приложениях NN 1 - 8 к настоящему Стандарту.
Количество учебных занятий по предметным областям за 4 учебных года не может
составлять более 3 039 часов, за 5 учебных лет - более 3 821 часа, за 6 учебных лет более 4 603 часов.
Обязательным элементом структуры Учебного плана является "Коррекционноразвивающая область", реализующаяся через содержание коррекционных курсов,
указанных в приложениях NN 1 - 8 к настоящему Стандарту.
В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся с ОВЗ часть
Учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений,
предусматривает:

учебные занятия для углубленного изучения отдельных обязательных учебных
предметов;
учебные занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся с ОВЗ, в том
числе этнокультурные;
увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов
обязательной части;
введение учебных курсов, обеспечивающих удовлетворение особых
образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ и необходимую коррекцию
недостатков в психическом и (или) физическом развитии;
введение учебных курсов для факультативного изучения отдельных учебных
предметов.
Часть Учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений,
включает часы на внеурочную деятельность (10 часов в неделю), предназначенные
для реализации направлений внеурочной деятельности (не более 5 часов в неделю),
и часы на коррекционно-развивающую область (не менее 5 часов в неделю),
указанные в приложениях NN 1 - 8 к настоящему Стандарту.
2.9.4. Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся
с ОВЗ при получении НОО должна содержать:
описание ценностных ориентиров содержания образования при получении НОО;
связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов;
характеристики личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных
универсальных учебных действий обучающихся с ОВЗ;
типовые задачи формирования личностных, регулятивных, познавательных,
коммуникативных универсальных учебных действий;
описание преемственности программы формирования универсальных учебных
действий при переходе от дошкольного к начальному общему образованию.
Сформированность универсальных учебных действий у обучающихся с ОВЗ при
получении НОО должна быть определена на этапе завершения обучения.
В зависимости от варианта АООП НОО программа формирования универсальных
учебных действий заменяется программой базовых учебных действий, указанных в
приложениях NN 1 - 8 к настоящему Стандарту.
2.9.5. Программы отдельных учебных предметов, курсов должны обеспечивать
достижение планируемых результатов освоения АООП НОО.
Программы отдельных учебных предметов, коррекционных курсов
разрабатываются на основе:

требований к результатам освоения АООП НОО;
программы формирования универсальных (базовых) учебных действий.
Программы отдельных учебных предметов, коррекционных курсов должны
содержать:
1) пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели при получении
НОО с учетом специфики учебного предмета, коррекционного курса;
2) общую характеристику учебного предмета, коррекционного курса;
3) описание места учебного предмета, коррекционного курса в учебном плане;
4) описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета;
5) личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного
учебного предмета, коррекционного курса (в зависимости от варианта АООП НОО
программы отдельных учебных предметов, коррекционных курсов должны
содержать только личностные и предметные результаты, указанные в приложениях
NN 1 - 8 к настоящему Стандарту);
6) содержание учебного предмета, коррекционного курса;
7) тематическое планирование с определением основных видов учебной
деятельности обучающихся;
8) описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.
2.9.6. Программа духовно-нравственного развития (или нравственного развития),
указанная в приложениях NN 1 - 8 к настоящему Стандарту, воспитания
обучающихся с ОВЗ при получении НОО (далее - программа духовнонравственного (нравственного) развития) должна быть направлена на обеспечение
духовно-нравственного (нравственного) развития обучающихся с ОВЗ в единстве
урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической
работе организации, семьи и других институтов общества.
В основу программы духовно-нравственного (нравственного) развития должны
быть положены ключевые воспитательные задачи, базовые национальные ценности
российского общества.
Программа духовно-нравственного (нравственного) развития должна обеспечивать:
создание системы воспитательных мероприятий, позволяющих обучающемуся
осваивать и на практике использовать полученные знания;
формирование целостной образовательной среды, включающей урочную,
внеурочную и внешкольную деятельность и учитывающей историко-культурную,
этническую и региональную специфику.

Программа духовно-нравственного (нравственного) развития должна включать:
цель, задачи, основные направления работы, перечень планируемых результатов
воспитания (социальных компетенций, моделей поведения обучающихся с ОВЗ),
формы организации работы.
2.9.7. Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного
образа жизни должна обеспечивать*(9):
формирование представлений об основах экологической культуры на примере
экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и
окружающей среды;
пробуждение в обучающихся желания заботиться о своем здоровье (формирование
заинтересованного отношения к собственному здоровью) путем соблюдения правил
здорового образа жизни и организации здоровьесберегающего характера учебной
деятельности и общения;
формирование познавательного интереса и бережного отношения к природе;
формирование установок на использование здорового питания; использование
оптимальных двигательных режимов для обучающихся с ОВЗ с учетом их
возрастных, психологических и иных особенностей, развитие потребности в
занятиях физической культурой и спортом; соблюдение здоровьесозидающих
режимов дня;
формирование негативного отношения к факторам риска здоровью обучающихся;
формирование потребности у обучающихся с ОВЗ обращения к врачу по любым
вопросам, связанным с особенностями роста и развития, состоянием здоровья,
развитие готовности самостоятельно поддерживать свое здоровье на основе
использования навыков личной гигиены;
формирование умений безопасного поведения в окружающей среде и простейших
умений поведения в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях.
становление умений противостояния вовлечению в табакокурение, употребление
алкоголя, наркотических и сильнодействующих веществ.
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа
жизни должна содержать цели, задачи, планируемые результаты, основные
направления и перечень организационных форм.
2.9.8. Программа коррекционной работы должна обеспечивать:
выявление особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ,
обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии;
осуществление индивидуально-ориентированной психолого-медико-педагогической
помощи обучающимся с ОВЗ с учетом особых образовательных потребностей,

индивидуальных возможностей обучающихся (в соответствии с рекомендациями
ПМПК).
Программа коррекционной работы должна содержать:
перечень, содержание и план реализации индивидуально ориентированных
коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых
образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ;
систему комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения
обучающихся с ОВЗ в условиях образовательной деятельности, включающего
психолого-медико-педагогическое обследование обучающихся с целью выявления
их особых образовательных потребностей, мониторинг динамики развития
обучающихся;
корректировку коррекционных мероприятий.
2.9.9. Система оценки достижения планируемых результатов освоения АООП НОО
должна учитывать особые образовательные потребности обучающихся с ОВЗ,
закреплять основные направления и цели оценочной деятельности, описание
объекта и содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария
оценивания, формы представления результатов, условия и границы применения
системы оценки, предусматривая приоритетную оценку динамики индивидуальных
достижений обучающихся с ОВЗ.
Обучающийся с ОВЗ имеет право на прохождение текущей, промежуточной и
итоговой аттестации в иных формах.
2.9.10. В зависимости от варианта АООП НОО программа внеурочной деятельности
включает направления развития личности, указанные в приложениях N N 1 - 8 к
настоящему Стандарту.
Программа внеурочной деятельности предполагает следующие направления:
спортивно-оздоровительное, нравственное, социальное, общекультурное в таких
формах, как индивидуальные и групповые занятия, экскурсии, кружки, секции,
соревнования, общественно полезные практики и другие.
Организация самостоятельно разрабатывает и утверждает программу внеурочной
деятельности.
2.9.11. Система условий реализации АООП НОО в соответствии с требованиями
Стандарта (далее - система условий) разрабатывается на основе соответствующих
требований Стандарта и обеспечивает достижение планируемых результатов
освоения АООП НОО.
Система условий должна учитывать особенности организации, а также её
взаимодействие с социальными партнерами.
Система условий должна содержать:

описание имеющихся условий: кадровых, финансовых, материально-технических
(включая учебно-методическое и информационное обеспечение);
контроль за состоянием системы условий.
2.10. Разработанная организацией АООП НОО должна обеспечивать достижение
обучающимися результатов освоения АООП НОО в соответствии с требованиями,
установленными Стандартом.
Реализация АООП НОО осуществляется самой организацией. При отсутствии
возможности для реализации внеурочной деятельности образовательная
организация в рамках соответствующих государственных (муниципальных)
заданий, формируемых учредителем, использует возможности организаций
дополнительного образования, организаций культуры и спорта.
В период каникул используются возможности организаций отдыха детей и их
оздоровления, тематических лагерных смен, летних школ, создаваемых на базе
организаций и организаций дополнительного образования.
В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся с ОВЗ в АООП
НОО предусматриваются:
учебные курсы, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе
этнокультурные;
внеурочная деятельность.
2.11. АООП НОО должна учитывать тип образовательной организации, а также
образовательные потребности и запросы обучающихся с ОВЗ.
2.12. Организация временного режима обучения обучающихся с ОВЗ по АООП
НОО должна соответствовать их особым образовательным потребностям и
учитывать их индивидуальные возможности.
Для профилактики переутомления обучающихся в годовом календарном учебном
плане должны быть предусмотрены равномерно распределенные периоды учебного
времени и каникул.
Продолжительность занятий, продолжительность перемен между уроками и
коррекционно-развивающими занятиями и внеурочной деятельностью определяется
действующими санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и
организации обучения обучающихся с ОВЗ.
2.13. Определение варианта АООП НОО для обучающегося с ОВЗ осуществляется
на основе рекомендаций ПМПК, сформулированных по результатам его
комплексного психолого-медико-педагогического обследования, в случае наличия у
обучающегося инвалидности - с учетом ИПР и мнения родителей (законных
представителей).

В процессе освоения АООП НОО сохраняется возможность перехода
обучающегося с одного варианта АООП НОО на другой. Перевод обучающегося с
ОВЗ с одного варианта программы на другой осуществляется организацией на
основании комплексной оценки результатов освоения АООП НОО, по
рекомендации ПМПК и с учетом мнения родителей (законных представителей) в
порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

III. Требования к условиям реализации АООП НОО
3.1. Стандарт определяет требования к кадровым, финансовым, материальнотехническим и иным условиям*(10) получения образования обучающимися с ОВЗ.
3.2. Требования к условиям получения образования обучающимися с ОВЗ
представляют собой интегративное описание совокупности условий, необходимых
для реализации АООП НОО, и структурируются по сферам ресурсного
обеспечения. Интегративным результатом реализации указанных требований
является создание комфортной коррекционно-развивающей образовательной среды
для обучающихся с ОВЗ, построенной с учетом их особых образовательных
потребностей, которая обеспечивает высокое качество образования, его
доступность, открытость и привлекательность для обучающихся, их родителей
(законных представителей), духовно-нравственное (нравственное) развитие
обучающихся, гарантирует охрану и укрепление физического, психического и
социального здоровья обучающихся.
3.3. Организация создает условия для реализации АООП НОО, обеспечивающие
возможность*(11):
достижения планируемых результатов освоения обучающимися с ОВЗ АООП НОО;
выявления и развития способностей обучающихся через систему клубов, секций,
студий и кружков, организацию общественно-полезной деятельности, в том числе с
использованием возможностей организаций дополнительного образования;
учета особых образовательных потребностей - общих для всех обучающихся с ОВЗ
и специфических для отдельных групп;
расширения социального опыта и социальных контактов обучающихся, в том числе
со сверстниками, не имеющими ограничений здоровья;
участия педагогических работников, родителей (законных представителей)
обучающихся и общественности в разработке АООП НОО, проектировании и
развитии социальной среды внутри организации, а также в формировании и
реализации индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся;
поддержки родителей (законных представителей) в воспитании обучающихся,
охране и укреплении их здоровья, в вовлечении семей непосредственно в
образовательную деятельность;

эффективного использования времени, отведенного на реализацию обязательной
части АООП НОО и части, формируемой участниками образовательных
отношений, в соответствии с запросами обучающихся и их родителей (законных
представителей), спецификой деятельности организации и с учетом особенностей
субъекта Российской Федерации;
использования в образовательной деятельности современных образовательных
технологий, в том числе информационно-коммуникативных технологий;
обновления содержания АООП НОО, а также методик и технологий ее реализации в
соответствии с динамикой развития системы образования с учетом запросов и
потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей), а также
особенностей субъекта Российской Федерации;
эффективного управления организацией с использованием информационнокоммуникационных технологий, а также современных механизмов
финансирования.
3.4. Требования к кадровым условиям.
3.4.1. В реализации АООП НОО участвуют руководящие, педагогические и иные
работники, имеющие необходимый уровень образования и квалификации для
каждой занимаемой должности, который должен соответствовать
квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках и
(или) профессиональных стандартах с учетом профиля ограниченных
возможностей здоровья обучающихся, указанных в приложениях NN 1 - 8 к
настоящему Стандарту. При необходимости в процессе реализации АООП НОО для
обучающихся с ОВЗ возможно временное или постоянное участие тьютора и (или)
ассистента (помощника).
В процессе психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ
принимают участие медицинские работники, имеющие необходимый уровень
образования и квалификации.
3.4.2. В реализации АООП НОО могут также участвовать научные работники
организации, иные работники организации, в том числе осуществляющие
финансовую, хозяйственную деятельность, охрану жизни и здоровья обучающихся
и информационную поддержку АООП НОО.
3.4.3. Организация обеспечивает работникам возможность повышения
профессиональной квалификации, ведения методической работы, применения,
обобщения и распространения опыта использования современных образовательных
технологий обучения и воспитания.
3.5. Требования к финансовым условиям.
3.5.1. Финансовое обеспечение государственных гарантий на получение
обучающимися с ОВЗ общедоступного и бесплатного образования за счет средств
соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в
государственных, муниципальных и частных образовательных организациях

осуществляется на основе нормативов, определяемых органами государственной
власти субъектов Российской Федерации, обеспечивающих реализацию АООП
НОО в соответствии со Стандартом.
Финансовые условия реализации АООП НОО должны*(12):
1) обеспечивать возможность выполнения требований Стандарта к условиям
реализации и структуре АООП НОО;
2) обеспечивать реализацию обязательной части АООП НОО и части, формируемой
участниками образовательной деятельности, учитывая вариативность особых
образовательных потребностей и индивидуальных особенностей развития
обучающихся;
3) отражать структуру и объем расходов, необходимых для реализации АООП НОО,
а также механизм их формирования.
3.5.2. Финансирование реализации АООП НОО должно осуществляться в объеме
определяемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации
нормативов обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение
общедоступного и бесплатного начального общего образования. Указанные
нормативы определяются в соответствии со Стандартом:
специальными условиями получения образования (кадровыми, материальнотехническими);
расходами на оплату труда работников, реализующих АООП НОО;
расходами на средства обучения и воспитания, коррекцию (компенсацию)
нарушений развития, включающими расходные и дидактические материалы,
оборудование, инвентарь, электронные ресурсы, оплату услуг связи, в том числе
расходами, связанными с подключением к информационно-телекоммуникационной
сети "Интернет";
расходами, связанными с дополнительным профессиональным образованием
руководящих и педагогических работников по профилю их деятельности;
иными расходами, связанными с реализацией и обеспечением реализации АООП
НОО, в том числе с круглосуточным пребыванием обучающихся с ОВЗ в
организации.
3.5.3. Финансовое обеспечение должно соответствовать специфике кадровых и
материально-технических условий, определенных для каждого варианта АООП
НОО для разных групп обучающихся с ОВЗ.
3.6. Требования к материально-техническим условиям.
3.6.1. Материально-техническое обеспечение реализации АООП НОО должно
соответствовать особым образовательным потребностям обучающихся с ОВЗ.

Структура требований к материально-техническим условиям включает требования
к:
организации пространства, в котором осуществляется реализация АООП НОО,
включая его архитектурную доступность и универсальный дизайн;
организации временного режима обучения;
техническим средствам обучения;
специальным учебникам, рабочим тетрадям, дидактическим материалам,
компьютерным инструментам обучения, отвечающим особым образовательным
потребностям обучающихся и позволяющим реализовывать выбранный вариант
программы.
Требования к материально-техническому обеспечению ориентированы на всех
участников процесса образования. Все вовлечённые в процесс образования должны
иметь доступ к организационной технике либо специальному ресурсному центру в
организации.
Предусматривается материально-техническая поддержка, в том числе сетевая,
координации и взаимодействия специалистов разного профиля, вовлечённых в
процесс образования, родителей (законных представителей) обучающегося с ОВЗ.
В случае необходимости организации удаленной работы специалисты
обеспечиваются полным комплектом компьютерного и периферийного
оборудования.
Должны быть созданы условия для функционирования современной
информационно-образовательной среды, включающей электронные
информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность
информационных технологий, телекоммуникационных технологий,
соответствующих технических средств (в том числе флеш-тренажеров,
инструментов wiki, цифровых видеоматериалов и других), обеспечивающих
достижение каждым обучающимся максимально возможных для него результатов
освоения АООП НОО.
Организации вправе применять дистанционные образовательные технологии.
3.6.2. Пространство, в котором осуществляется образование обучающихся с ОВЗ,
должно соответствовать общим требованиям, предъявляемым к образовательным
организациям, в области:
соблюдения санитарно-гигиенических норм организации образовательного
процесса;
обеспечения санитарно-бытовых и социально-бытовых условий;
соблюдения пожарной и электробезопасности;
соблюдения требований охраны труда;

соблюдения своевременных сроков и необходимых объемов текущего и
капитального ремонта и другого.
3.6.3. Организация обеспечивает выделение отдельных специально оборудованных
помещений для реализации курсов коррекционно-развивающей области и
психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ.
3.6.4. Организация самостоятельно определяет средства обучения, в том числе
технические, соответствующие материалы (в том числе расходные), игровое,
спортивное, оздоровительное оборудование, инвентарь, которые необходимы для
реализации АООП НОО.

4. Требования к результатам освоения АООП НОО
4.1. Стандарт устанавливает требования к личностным, метапредметным и
предметным результатам освоения обучающимися с ОВЗ разных вариантов АООП
НОО, указанных в приложениях NN 1 - 8 к настоящему Стандарту.
В зависимости от варианта АООП НОО Стандарт может устанавливать требования
только к личностным и предметным результатам в соответствии с приложениями
NN 1 - 8 к настоящему Стандарту.
4.2. Личностные результаты включают овладение обучающимися компетенциями,
необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими
становление социальных отношений обучающихся в различных средах,
сформированность мотивации к обучению и познанию.
4.3. Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися
универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и
коммуникативные), которые составляют основу умения учиться, обеспечивают
овладение межпредметными знаниями, приобретение опыта познания и
осуществление разных видов деятельности.
4.4. Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием
каждой предметной и коррекционно-развивающей области и характеризуют их
достижения в усвоении знаний и умений, возможности их применения в
практической деятельности.
Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием каждой
предметной области, характеризуют опыт специфической для предметной области
деятельности по получению нового знания, достижения в усвоении знаний и
умений, возможности их применения в практической деятельности и жизни.
Предметные результаты овладения содержанием коррекционно-развивающей
области обеспечивают обучающимся с ОВЗ эффективное освоение АООП НОО,
коррекцию и профилактику нарушений развития, социализацию и социальную
адаптацию.

4.5. Стандарт устанавливает дифференцированные требования к результатам
освоения АООП НОО в соответствии с особыми образовательными потребностями
разных групп обучающихся с ОВЗ.
4.6. Итоговая оценка качества освоения обучающимися с ОВЗ АООП НОО
осуществляется организацией.
Предметом итоговой оценки освоения обучающимися с ОВЗ АООП НОО должно
быть достижение предметных и метапредметных результатов (в зависимости от
варианта АООП НОО - предметных результатов) и достижение результатов
освоения программы коррекционной работы в соответствии с приложениями NN 1 8 к настоящему Стандарту.
______________________________

*(1) Конституция Российской Федерации (Собрание законодательства Российской
Федерации, 1996, N 3 ст. 152; N 7, ст. 676; 2001, N 24, ст. 2421; 2003, N 30, ст. 3051;
2004, N 13, ст. 1110; 2005, N 42, ст. 4212; 2006, N 29, ст. 3119; 2007, N 1, ст. 1; N 30
ст. 3745; 2009, N 1, ст. 1, ст. 2; 2014, N 6, ст. 548; N 30, ст. 4202).
*(2) Конвенция ООН о правах ребенка, принятая 20 ноября 1989 г. (Сборник
международных договоров СССР, 1993, выпуск XLVI).
*(3) Часть 3 статьи 11 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об
образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской
Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 23, ст. 2878; N 27, ст. 3462;
N 30, ст. 4036; N 48, ст. 6165; 2014, N 6, ст. 562, ст. 566; N 19, ст. 2289; N 22, ст. 2769;
N 23, ст. 2933; N 26, ст. 3388; N 30, ст. 4257, ст. 4263).
*(4) Часть 2 статьи 79 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-Ф3 "Об
образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской
Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 23, ст. 2878; N 27, ст. 3462;
N 30, ст. 4036; N 48, ст. 6165; 2014, N 6, ст. 562, ст. 566; N 19, ст. 2289; N 22, ст. 2769;
N 23, ст. 2933; N 26, ст. 3388; N 30, ст. 4257, ст. 4263).
*(5) Части 5 и 7 статьи 12 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об
образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской
Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 23, ст. 2878; N 27, ст. 3462;
N 30, ст. 4036; N 48, ст. 6165; 2014, N 6, ст. 562, ст. 566; N 19, ст. 2289; N 22, ст. 2769;
N 23, ст. 2933; N 26, ст. 3388; N 30, ст. 4257, ст. 4263).
*(6) Часть 23 статьи 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об
образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской
Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 23, ст. 2878; N 27, ст. 3462;
N 30, ст. 4036; N 48, ст. 6165; 2014, N 6, ст. 562, ст. 566; N 19, ст. 2289; N 22, ст. 2769;
N 23, ст. 2933; N 26, ст. 3388; N 30, ст. 4257, ст. 4263).
*(7) Часть 4 статьи 79 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-Ф3 "Об
образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской
Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 23, ст. 2878; N 27, ст. 3462;

N 30, ст. 4036; N 48, ст. 6165; 2014, N 6, ст. 562, ст. 566; N 19, ст. 2289; N 22, ст. 2769;
N 23, ст. 2933; N 26, ст. 3388; N 30, ст. 4257, ст. 4263).
*(8) Статья 15 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-Ф3 "Об
образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской
Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 23, ст. 2878; N 27, ст. 3462;
N 30, ст. 4036; N 48, ст. 6165; 2014, N 6, ст. 562, ст. 566; N 19, ст. 2289; N 22, ст. 2769;
N 23, ст. 2933; N 26, ст. 3388; N 30, ст. 4257, ст. 4263).
*(9) Пункт 19.7 федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования, утвержденного приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373 "Об
утверждении и введении в действие федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования" (зарегистрирован
Министерством юстиции Российской Федерации 22 декабря 2009 г.,
регистрационный N 15785) с изменениями, внесенными приказами Министерства
образования и науки Российской Федерации от 26 ноября 2010 г. N 1241
(зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 4 февраля 2011
г., регистрационный N 19707), от 22 сентября 2011 г. N 2357 (зарегистрирован
Министерством юстиции Российской Федерации 12 декабря 2011 г.,
регистрационный N 22540) и от 18 декабря 2012 г. N 1060 (зарегистрирован
Министерством юстиции Российской Федерации 11 февраля 2013 г.,
регистрационный N 26993) (далее - ФГОС НОО).
*(10) Пункт 2 части 3 статьи 11 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-Ф3
"Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской
Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 23, ст. 2878; N 27, ст. 3462;
N 30, ст. 4036; N 48, ст. 6165; 2014, N 6, ст. 562, ст. 566; N 19, ст. 2289; N 22, ст. 2769;
N 23, ст. 2933; N 26, ст. 3388; N 30, ст. 4257, ст. 4263).
*(11) Пункт 22 ФГОС НОО.
*(12) Пункт 24 ФГОС НОО.
Приложение N 1. Требования к АООП НОО для глухих обучающихся
Приложение N 2. Требования к АООП НОО для слабослышащих и позднооглохших обучающихся
Приложение N 3. Требования к АООП НОО для слепых обучающихся
Приложение N 4. Требования к АООП НОО для слабовидящих обучающихся
Приложение N 5. Требования к АООП НОО для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи
Приложение N 6. Требования к АООП НОО для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного
аппарата
Приложение N 7. Требования к АООП НОО для обучающихся с задержкой психического развития
Приложение N 8. Требования к АООП НОО обучающихся с расстройствами аутистического спектра

Открыть документ в системе ГАРАНТ

<<
Назад

Приложение >>
N 1. Требования к АООП НОО для
глухих обучающихся
Содержание
Приказ Министерства образования и
науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1598
"Об утверждении федерального
государственного...


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».