Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 13 622930, Свердловская область, Пригородный район, пос. Синегорский, ул. Мира, 15а тел. 25-15-38, Е-mail: mou-soh13@mail.ru ________________________________________________________________________________________ Аннотация к рабочей программе по родной литературе 7 класс Предметная область: русский язык и литература Рабочая программа по учебному предмету «Родная язык литература» для 7 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, на основе Программы по русскому языку для основной школы. Место предмета в учебном плане: данная программа рассчитана на 34 часа, исходя из 1 часа в неделю. Цели и задачи изучения предмета «Родная (русская) литература: - формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; - развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности; -постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма; -поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст; -овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного; -овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.); -использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании. -приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Усвоение данной программы обеспечивает достижение следующих результатов. Личностные результаты: 1) понимание русской литературы как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, 2) осознание эстетической ценности русской литературы; уважительное отношение к родной литературе, стремление к речевому самосовершенствованию; 3) расширение объема словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью; 4) формирование общей культуры и мировоззрения, соответствующего практике сегодняшнего дня; 5) совершенствование духовно-нравственных качеств личности; Метапредметные результаты расширяют сферу практического применения сведений и навыков, сопутствующих изучению словесности. Они включают: 1) владение всеми видами речевой деятельности: аудирование и чтение: - адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации); - владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров; - адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным); - способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, интернет-ресурсы; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях; - овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования; - умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств; говорение и письмо: - способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий; оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме; - умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация); - умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения; - способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.), адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному; - владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалогпобуждение, диалог — обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога); - соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения; - способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения; - способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты; - умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации; 2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.); 3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения. Формирование универсальных учебных действий. Регулятивные УУД: 1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся научится: – самостоятельно формулировать тему и цели занятия; – составлять план решения проблемы совместно с учителем; – работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность. Ученик получит возможность научиться: – в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Познавательные УУД: Ученик научится: – вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; – пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; – извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; иллюстрация, таблица, схема); – перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему). Ученик получит возможность научиться: – пользоваться словарями, справочниками; – устанавливать простейшие причинно-следственные связи; – строить рассуждения по плану Коммуникативные УУД: Ученик научится: -оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации; – адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть средствами художественной изобразительности, правильно употреблять имена существительные, прилагательные ,глаголы в речи – высказывать и обосновывать свою точку зрения. Ученик получит возможность научиться: – слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения; – договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; – задавать вопросы. Предметные результаты: Ученик научится: -употреблять языковые средства, стилистическую окраску слов и предложений; -употреблять стилистические средства лексики и грамматики в разговорном языке и в художественных произведениях; -научится работать со словарями, различать слова по их стилистической окраске; -понимать роль общеупотребительных слов, областных, специальных и заимствованных слов в произведениях словесности; -выразительно читать тексты с различной стилистической и эмоциональной окраской; -выбирать стилистические средства языка в собственных высказываниях в соответствии с условиями и поставленной целью; -научится применять средства художественной изобразительности; -употреблять средства художественной изобразительности в произведениях словесности; -находить в тексте средства художественной изобразительности и понимать их значении; -применять средства художественной изобразительности в собственных высказываниях; -научится отличать эпическое произведение от лирического и драматического; -понимать значения повествования, описания, рассуждения, диалога и монолога в эпическом произведении для изображения характера героя и передачи авторского отношения к герою; -сочинять рассказы по собственным впечатлениям, использовать в нем повествования, описания, рассуждения, диалога и монолога; -научится определять ритм и стих как средство выражения мысли и чувства в лирическом произведении; -умению отличить лирическое произведение от эпического и драматического, различению размеров стихов, пониманию выразительного значения ритма, рифмы и аллитерации, выразительному чтению лирического произведения; -научится определять языковые средства изображения характеров в драматическом произведении, роли диалога и монолога в тексте; -умению отличить драматическое произведение от эпического и лирического, пониманию роли авторской ремарки, реплик героев в диалоге, монологов героев. Ученик получит возможность научиться: - подготовить сообщение, доклад, на литературную тему, рассказ на основе прочитанного- свободно владеть монологической и диалогическом речью в объеме изучаемых в этом классе произведений (в процессе беседы, интервью, сообщения, доклада и пр.); - свободно владеть письменной речью в объеме курса литературы, изучаемого школьниками; - совершенствовать духовно-нравственные качества личности, развивать чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов; - использовать для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.); - анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров, определять средства художественной выразительности. - употреблять стилистические средства лексики и грамматики в разговорном языке и в художественных произведениях. Формы контроля: в процессе учебной деятельности для проверки достижений и оценивания успехов учащихся используются различные методы и формы контроля: -устный опрос; - письменный опрос; - практические работы по содержанию изучаемого материала; - формы контроля, предусматривающие самоанализ и самоконтроль личных достижений.