Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 13 622930, Свердловская область, Пригородный район, пос. Синегорский, ул. Мира, 15а тел. 25-15-38, Е-mail: mou-soh13@mail.ru ____________________________________________________________________________________________ Аннотация к рабочим программам Литература 5-9 класс ФГОС Предметная область: русский язык и литература. Рабочая программа по русскому языку для 5-9 классов составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (базовый уровень) и рабочей программы предметной линии учебно-методических комплектов по литературе для 5—9 классов под редакцией В. Я. Коровиной, выпускаемой издательством «Просвещение». Авторы программы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин, Н. В.Беляева. Учебники: Коровина В.Я. и др. Литература: Учебник-хрестоматия для 5 класса: В 2ч. - М.: Просвещение, 2015., Коровина В.Я. и др. Литература: Учебник-хрестоматия для 6 класса: В 2ч. - М.: Просвещение, 2016, Коровина В.Я. и др. Литература: Учебник-хрестоматия для 7 класса: В 2ч. - М.: Просвещение, 2017, Коровина В.Я. и др. Литература: Учебник-хрестоматия для 8 класса: В 2ч. - М.: Просвещение, 2018, Коровина В.Я. и др. Литература: Учебник-хрестоматия для 9 класса: В 2ч. - М.: Просвещение, 2019. В программе учтены основные положения Программы развития УУД для общего образования. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом. Цели учебного предмета: – формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением,национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; – формирование потребности в качественном чтении, культуры читательского восприятия и понимания литературных текстов; – постижение художественной литературы как вида искусства; – целенаправленное развитие способности обучающегося к адекватному восприятию и пониманию смысла различных литературных произведений и самостоятельному истолкованию прочитанного в устной и письменной форме; – развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешнойсоциализации и самореализации личности. Задачи учебного предмета: 1) приобщать учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы; 2) уметь анализировать художественное произведение с привлечением базовых литературных понятий и необходимых сведений по истории литературы, 3) уметь составлять плана текста, беглого и выразительно читать, заучивать наизусть стихотворения, писать сочинения на литературную тему, отзыв на самостоятельно прочитанное произведение. 4) выявлять в произведениях конкретно-историческое и общечеловеческое содержание; 5) грамотно использовать русский литературный язык при создании собственных устных и письменных высказываний Курс литературы в 5-9 классах строится на основе сочетания концентрического, историкохронологического и проблемно-тематического принципов, а в 9 классе предлагается изучение линейного курса на историко-литературной основе (древнерусская литература – литература XVIIIв.– литература первой половины XIX в.). Планируемые результаты. В результате изучения литературы к концу 9 класса ученик научится: – понимать ключевые проблемы изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы; – понимать связь литературных произведений с эпохой их написания, выявлять заложенные в них вневременные, непреходящие нравственные ценности и их современное звучания; – анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений; – определять в произведении элементы сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимать их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); владеть элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения; – приобщаться к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставлять их с духовно-нравственными ценностями других народов; – формулировать собственного отношения к произведениям литературы оценивать их; – интерпретировать (в отдельных случаях) изученные литературные произведения; – понимать авторскую позиции и свое отношение к ней; – воспринимать на слух литературные произведения разных жанров, – пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог; – писать изложения и сочинения на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на литературные и общекультурные темы; – понимать образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса; – понимать русское слово и его эстетические функции, роль изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений. В результате изучения литературы ученик получит возможность научиться: – видеть развитие мотива, темы в творчестве писателя, опираясь на опыт предшествующих классов; – обнаруживать связь между героем литературного произведения и эпохой; – видеть своеобразие решений общей проблемы писателями разных эпох; – сопоставлять героев и сюжет разных произведений, находя сходство и отличие в авторской позиции; – выделять общие свойства произведений, объединенных жанром, и различать индивидуальные особенности писателя в пределах общего жанра; – осмысливать роль художественной детали, еѐ связь с другими деталями и текстом в целом; – видеть конкретно-историческое и символическое значение литературных образов; – находить эмоциональный лейтмотив и основную проблему произведения, мотивировать выбор жанра; – сопоставлять жизненный материал и художественный сюжет произведения; – выявлять конфликт и этапы его развития в драматическом произведении; – сравнивать авторские позиции в пьесе с трактовкой роли актерами, режиссерской интерпретацией; – редактировать свои сочинения и сочинения сверстников. Рабочая программа рассчитана: 5 класс 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 68 ч. в г о д 68 ч. в г о д 102 ч.в г о д 102 ч. в г о д 99 ч. в г о д (2 раза в неделю) (2 раза в неделю) (3раза в неделю); (3раза в неделю) (3раза в неделю) 33 учебн. недели Часы пропорционально распределены на основные темы в течение учебного года, на уроки развития речи, что позволит формированию прочных навыков, объяснения конкретных литературных фактов. Уроки развития речи направлены на совершенствование умений и навыков практическим путѐм Содержание программы представлено следующими разделами: собственно содержание предмета литература, планируемые результаты освоения программ (личностные, метапредметные, предметные результаты), тематическое планирование, , способы оценивания результатов освоения знаний, методы работы со слабо успевающими учащимися, методы работы с одаренными детьми, приемы преподавания, деятельность учеников,учебно-методическое обеспечение образовательного процесса, материально-техническое обеспечение образовательного процесса. Формы контроля: устные (опрос, взаимоопрос); письменные (письменный опрос, тесты), программированные (медиапрезентации), комбинированные (самоконтроль, рефлексия, смотр знаний, олимпиады, представление читательских интересов). Итоговая работа в рамках проведения промежуточной аттестации проводится в форме тестирования.