Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 13 622930, Свердловская область, Пригородный район, пос. Синегорский, ул. Мира, 15а тел. 25-15-38, Е-mail: mou-soh13@mail.ru __________________________________________________________________________________________ Аннотация к рабочей программе по ОРК и СЭ (4 класс) Предметная область: основы религиозных культур и светской этики В рамках данного учебного предмета по выбору родителей (законных представителей) обучающихся изучаются: • Основы светской этики; • Основы православной культуры. Программы разработаны на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, программы Основы духовно- нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики». Программы 4-5 классы. А.Я. Данилюк — М.: Просвещение, 2014. Учебно-методический комплекс: Шемшурин А.И. Основы светской этики. 4 класс. М.: «Просвещение». Беглов Е. В., Саплина. Основы мировых религиозных культур. 4-5 класс. М.: «Просвещение». Кураев А. В. Основы православной культуры. 4 класс. М.: «Просвещение». Учебный план: 4 класс — 1 час в неделю, 34 часа в год. Цель: формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений. Задачи: Воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию. Формирование первоначальных представлений о светской этике, об отечественных традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России. Знакомство обучающихся с основами мировых религиозных культур и светской этики, основами православной культуры. Развитие представлений младшего подростка о значении нравственных основ в жизни человека. Программы обеспечивают достижение выпускниками начальной школы определѐнных личностных, метапредметных и предметных результатов. Личностные результаты: оценивать жизненные ситуации и поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей, отделять поступки человека от него самого; объяснять и обосновывать с точки зрения общепринятых норм и ценностей, какие поступки считаются хорошими и плохими; самостоятельно определять и формулировать самые простые, общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей); опираясь на эти правила, делать выбор своих поступков в предложенных ситуациях; чувствовать ответственность за свой выбор; понимать, что человек всегда несѐт ответственность за свои поступки. Метапредметные результаты: самостоятельно формулировать цели урока и учебную задачу после предварительного обсуждения; совместно с учителем составлять план решения проблемы; ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация понадобится для решения учебной задачи в один шаг; отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников и других материалов; добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, рисунок); перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений и событий; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста; доносить свою позицию до других людей: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учѐтом своих учебных и жизненных речевых ситуаций; слушать других людей, относиться к ним с уважением, быть готовым изменить свою точку зрения; договариваться с людьми: сотрудничать в совместном решении задачи, выполняя разные роли в группе. Предметные результаты: определять и объяснять своѐ отношение к общественным нормам и ценностям (нравственным, гражданским, патриотическим, общечеловеческим); излагать своѐ мнение по поводу значения светской и религиозной культуры в жизни отдельных людей и общества; знать основные понятия религиозных культур, их особенности и традиции, историю их возникновения в мире и в России; устанавливать взаимосвязи между определѐнной светской или религиозной культурой и поведением людей, мыслящих в еѐ традициях; проявлять уважение к любой вере или к отсутствию еѐ (за исключением тоталитарных сект, направленных на разрушение и подавление личности); осознавать сходство некоторых важных духовно-нравственных оснований разных религий при их существенных отличиях; строить толерантные отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций; делать свой выбор в учебных моделях общественно значимых жизненных ситуаций и отвечать за него; осознавать разницу между «внутренней искренней верой» и «внешним обрядоверием»; на самом простом уровне различать традиционные религии и тоталитарные секты. Формы текущего контроля и промежуточной аттестации Основной формой контроля учащихся являются опросы, беседы, проверка рабочих тетрадей, тестирование, подготовка и презентация проекта. По предмету отметки не выставляются. Формы контроля и возможные варианты его проведения: индивидуальный контроль (контроль учителем): — устный опрос, — домашняя работа (поисковая, творческая), — самостоятельная работа (воспроизводящая; вариативная; эвристическая). Критериями оценки учебно-воспитательных результатов изучения являются критерий факта (что, в каком объеме и на каком уровне усвоено из предъявленного материала) и критерий деятельности (какие виды деятельности ученик, в связи с полученными знаниями, предпочитает и преимущественно проводит). Для контроля и оценки знаний и умений по предмету используется индивидуальная и фронтальная устная проверка, различные письменные работы, которые не требуют развернутого ответа с большой затратой времени, а также самостоятельные практические работы с картами, приборами, моделями, лабораторным оборудованием.