Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 13 622930, Свердловская область, Пригородный район, пос. Синегорский, ул. Мира, 15а тел. 25-15-38, Е-mail: mou-soh13@mail.ru _______________________________________________________________________________________ Аннотация к рабочей программе учебного предмета, курса «Музыка» 1-4 классы Предметная область: искусство. Рабочая программа учебного предмета «Музыка» составлена на основе требований ФГОС НОО, Примерной программы курса «Музыка» для учащихся 1-4 классов общеобразовательных учреждений. Авторы Е.Д. Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина в соответствии с годовым календарным графиком МБОУ СОШ № 13 на 2021 – 2022 учебный год на изучение программного материала отводится в 1 классе 33ч, во 2-4 классах по 34 ч. (1ч в неделю, 33/34 учебные недели). Цель музыкального образования младших школьников: • отражает интересы современного общества в развитии духовного потенциала подрастающего поколения формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное восприятие музыки; • воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к Родине, гордости за великие достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважения к истории, духовным традициям России, музыкальной культуре разных народов; • развитие восприятия музыки, интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности; • обогащение знаний о музыкальном искусстве; • овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности (пение, слушание музыки, игра на элементарных музыкальных инструментах, музыкально - пластическое движение и импровизация). Задачи музыкального образования младших школьников: • воспитание интереса, эмоционально-ценностного отношения и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; • уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира на основе постижения учащимися музыкального искусства во всем многообразии его форм и жанров; • воспитание чувства музыки как основы музыкальной грамотности; • развитие образно-ассоциативного мышления детей, музыкальной памяти и слуха на основе активного, прочувствованного и осознанного восприятия лучших образцов мировой музыкальной культуры прошлого и настоящего; • накопление тезауруса – багажа музыкальных впечатлений, интонационнообразного словаря, первоначальных знаний музыки и о музыке, формирование опыта музицирования, хорового исполнительства на основе развития певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности. Планируемые результаты освоения учебного предмета Личностные результаты: 1 класс - чувство гордости за свою Родину, народ и историю России, укрепление культурной, этнической и гражданской идентичности в соответствии с духовными традициями семьи и народа; - наличие эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на мир; - позитивная самооценка своих музыкально-творческих способностей; - продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении творческих задач, уважительное отношение к иному мнению; - уважительное отношение к историко-культурным традициям других народов. 2 класс - формирование основ российской гражданской идентичности, чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; - формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий; - формирование уважительного отношения к культуре других народов; - формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; - развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; навыков сотрудничества с учителем и сверстниками; - развитие этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. 3 класс - чувство гордости за свою Родину, народ и историю России, укрепление культурной, этнической и гражданской идентичности в соответствии с духовными традициями семьи и народа; - наличие эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на мир; - формирование личностного смысла постижения искусства; - позитивная самооценка своих музыкально-творческих способностей; - продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении творческих задач, уважительное отношение к иному мнению; - уважительное отношение к историко-культурным традициям других народов. 4 класс -эмоциональная отзывчивость на музыкальные произведения различного образного содержания; -позиция слушателя и исполнителя музыкальных произведений, первоначальные навыки оценки и самооценки музыкально-творческой деятельности; -образ Родины, представление о ее богатой истории, героях – защитниках, о культурном наследии России; -устойчивое положительное отношение к урокам музыки; интерес к музыкальным занятиям во внеурочной деятельности, понимание значения музыки в собственной жизни; -основа для развития чувства прекрасного через знакомство с доступными музыкальными произведениями разных эпох, жанров, стилей; - эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им; -представление о музыке и музыкальных занятиях как факторе, позитивно влияющем на здоровье, первоначальные представления о досуге. Метапредметные результаты: 1 класс - наблюдение за различными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, понимание их специфики и эстетического многообразия; - ориентированность в культурном многообразии окружающей действительности, участие в жизни группы, класса, школы, города, региона и др.; - овладение способностью к реализации собственных творческих замыслов через понимание целей, выбор способов решения проблем поискового характера; - применение знаково-символических и речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач; - готовность к логическим действиям (анализ, сравнение, синтез, обобщение, классификация по стилям и жанрам музыкального искусства); - планирование, контроль и оценка собственных учебных действий, понимание их успешности или причин не успешности, умение корректировать свои действия; - участие в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиска компромиссов, распределение функций и ролей; - умение воспринимать окружающий мир во всем его социальном, культурном, природном и художественном разнообразии. 2 класс - овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления. - формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата. - освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии. - овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах. - овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий. - умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации. 3 класс - наблюдение за различными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, понимание их специфики и эстетического многообразия; - ориентированность в культурном многообразии окружающей действительности, участие в жизни группы, класса, школы, города, региона и др.; - овладение способностью к реализации собственных творческих замыслов через понимание целей, выбор способов решения проблем поискового характера; - применение знаково-символических и речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач; - готовность к логическим действиям (анализ, сравнение, синтез, обобщение, классификация по стилям и жанрам музыкального искусства); - планирование, контроль и оценка собственных учебных действий, понимание их успешности или причин не успешности, умение корректировать свои действия; - участие в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиска компромиссов, распределение функций и ролей; - умение воспринимать окружающий мир во всем его социальном, культурном, природном и художественном разнообразии. 4 класс -принимать и сохранять учебную, в т. ч. музыкально-исполнительскую задачу, понимать смысл инструкции учителя и вносить в нее коррективы; -планировать свои действия в соответствии с учебными задачами, различая способ и результат собственных действий; -выполнять действия (в устной форме) опоре на заданный учителем или сверстниками ориентир; -эмоционально откликаться на музыкальную характеристику образов героев музыкальных произведений разных жанров; -осуществлять контроль и самооценку своего участия в разных видах музыкальной деятельности; -осуществлять поиск нужной информации в словарике и из дополнительных источников, расширять свои представления о музыке и музыкантах; -самостоятельно работать с дополнительными текстами и заданиями в рабочей тетради; -передавать свои впечатления о воспринимаемых музыкальных произведениях; -использовать примеры музыкальной записи при обсуждении особенностей музыки; -выбирать способы решения исполнительской задачи; -соотносить иллюстративный материал и основное содержание музыкального сочинения; -соотносить содержание рисунков и схематических изображений с музыкальными впечатлениями; -исполнять попевки. -выражать свое мнение о музыке в процессе слушания и исполнения, используя разные речевые средства ( монолог, диалог, письменно); -выразительно исполнят музыкальные произведения, принимать активное участие в различных видах музыкальной деятельности; -понимать содержание вопросов и воспроизводить несложные вопросы о музыке; -проявлять инициативу, участвуя в исполнении музыки; -контролировать свои действия в коллективной работе и понимать важность их правильного выполнения; -понимать необходимость координации совместных действий при выполнении учебных и творческих задач; -понимать важность сотрудничества со сверстниками и взрослыми; -принимать мнение, отличное от своей точки зрения; -стремиться к пониманию позиции другого человека. Предметные результаты: 1 класс - устойчивый интерес к музыке и различным видам музыкально-творческой деятельности; - развитое художественное восприятие, умение оценивать произведения разных видов искусств, размышлять о музыке как о способе выражения духовных переживаний человека; - общее понятие о значении музыки в жизни человека; - элементарные умения и навыки в различных видах учебно-творческой деятельности; - использование элементарных умений и навыков при воплощении художественнообразного содержания музыкальных произведений в различных видах музыкальной и учебно-творческой деятельности; - готовность применять полученные знания и приобретенный опыт творческой деятельности при реализации различных проектов для организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности; - участие в создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнение вокально-хоровых произведений, импровизаций, театральных спектаклей, ассамблей искусств, музыкальных фестивалей и конкурсов и др. 2 класс - сформированность первичных представлений о роли музыки в жизни человека, ее роли в духовно-нравственном развитии человека; - сформированность основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности; - умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям; - использование музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, вимпровизации. 3 класс - устойчивый интерес к музыке и различным видам музыкальнотворческой деятельности; - развитое художественное восприятие, умение оценивать произведения разных видов искусств, размышлять о музыке как о способе выражения духовных переживаний человека; - общее понятие о значении музыки в жизни человека; - элементарные умения и навыки в различных видах учебно-творческой деятельности; - использование элементарных умений и навыков при воплощении художественно- образного содержания музыкальных произведений в различных видах музыкальной иучебно-творческой деятельности; - готовность применять полученные знания и приобретенный опыт творческой деятельности при реализации различных проектов для организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности. 4 класс -воспринимать и понимать музыку разного эмоционально-образного содержания, разных жанров, включая фрагменты опер, балетов, кантат, симфоний; -различать русскую музыку и музыку других народов; сопоставлять произведения профессиональной и народной музыки; -понимать нравственный смысл сказочных образов в опере и балете, героических образов в русских народных песнях и в музыке крупных жанров: опере и кантате; -эмоционально выражать свое отношение к музыкальным произведениям; -ориентироваться в жанрах и основных особенностях музыкального фольклора; -понимать возможности музыки, передавать чувства и мысли человека; -передавать в музыкально - художественной деятельности художественнообразное содержание и основные особенности сочинений разных композиторов и народного творчества. Рабочие программы предусматривают проведение разных видов контроля образовательных результатов обучающихся, таких как: • наблюдение; • самостоятельная работа; • работа по карточке; • тест. Промежуточная и итоговая аттестации проводятся в соответствии с требованиями к уровню подготовки обучающихся 1 класса – в конце учебного года, 2-4 классов начальной школы в форме тестовых работ 4 раза в год: в конце каждой четверти.